centuria1972

Categories:

Штурм захваченного самолета всего за 8 секунд - уникальная операция Спецназа КГБ СССР

Захват Ту-134 в Уфе в 1986 г.

Все будущие террористы  служили в подразделении внутренних войск в Уфе. Группа военнослужащих  (все от 1 года срока службы на момент заговора) договорилась  дезертировать, угнать самолет и бежать из страны. Уверенности в успехе  теракта солдатам придавал тот факт, что они прошли подготовку в рамках  плана «Набат», который вводился в СССР в случае захвата самолета.
Примечательно, что ряд  офицеров воинской части знали о подобных разговорах, однако не  восприняли их в серьез, принимая за шутки. Началось все 20 сентября 1986  года. Впрочем, на тот момент участвовать в мероприятии решилось уже  только трое из семи. Это были 20-летний младший сержант Николай Мацнев,  19-летний рядовой Александр Коновал, а также 19-летний рядовой Сергей  Ягмурджи.  

Трое злоумышленников  дождались, пока их назначат в наряд по роте, после чего проникли в  оружейную комнату, захватили снайперскую винтовку СВД, АК-74 и ручной  пулемет Калашникова с боеприпасами. Сразу после этого солдаты  дезертировали из воинской части. Хватились самовольно покинувших  расположение не сразу.

Захват самолета

Покинув расположение  части, трое дезертиров захватило такси с водителем. Угрожая гражданину  расправой, молодые люди направились к аэропорту, но по пути решили  захватить милицейский УАЗ. Подкараулив машину милиции рядом с постом  ГАИ, дезертиры открыли огонь. Под обстрелом погибли милиционеры сержант  Айрат Галеев и сержант Залфир Ахтямов. Сразу после этого, рядовой  Коновал бросил оружие и испугавшись продолжения затеи убежал. Таксист  умолял пощадить его и ему террористы подарили жизнь.
Добравшись до  аэропорта, дезертиры пересекли дренажный канал и вышли на  взлетно-посадочную полосу, где ожидал взлета Ту-134 (борт СССР-65877),  следовавший маршрутом «Киев-Уфа-Нижневартовск». Дезертиры захватили  самолет силой оружия, потребовали у экипажа сдать пистолеты. В итоге под  их контролем оказалось 5 членов экипажа и 76 пассажиров. Террористы  потребовали немедленно взлетать.
В первые минуты, после того как солдаты проникли на борт, один из  пассажиров попытался вступиться за стюардессу, которую Мацнев держал на  прицеле, за ним поднялся ещё один мужчина, и террористы открыли огонь.  Один из мужчин погиб сразу, второй получил смертельное ранение и  впоследствии скончался, ещё одна женщина, прикрывшая собой ребёнка, была  ранена.

Террористы через стюардессу потребовали у закрывшихся в  кабине пилотов сдать оружие и лететь в «сторону любой, недружественной  Советскому союзу стране», но самолёт не сдвинулся с места. Ягмурджи  потребовал подогнать трап и вынести из самолёта тело погибшего, позже  стюардессы уговорили отпустить раненных, а в шесть утра, через час и 20  минут после захвата, - и женщин с маленькими детьми.


В 7:50 к самолёту снова подогнали трап, и  выпустили очередную партию пассажиров. Как позже рассказали стюардессы,  им удалось убедить солдат, что повреждённый после стрельбы самолёт не  сможет взлететь с полным салоном пассажиров. Террористы согласились  оставить на борту 20 пассажиров, остальных выпустили.

Около 10  утра на борт под видом механика поднялся один из бойцов отряда «Альфа»,  его террористы пустили, чтобы оценить, сможет ли самолёт подняться в  воздух.

Переговоры, которые вёл командир роты, в которой  служили дезертиры, позволили протянуть время еще до 14:00, к этому  времени Мацнев и Ягмурджи поняли, что им не дадут покинуть аэропорт, и  потребовали сильнодействующие наркотики, чтобы отравиться. 

В 15:30 лекарства были доставлены на  борт, и бывшие солдаты приняли убойные дозы наркотиков. Через час  Мацнев, который, по некоторым данным, был наркоманом со стажем,  проснулся и попытался разбудить подельника, но не смог. После чего  принял ещё одну дозу, и его начало рвать. Стюардессы, воспользовавшись  тем, что преступник не в себе, убедили его отпустить пассажиров. Ещё  через несколько минут начался штурм.

В ходе спецоперации Николай Мацнев погиб на месте, а Сергей Ягмурджи был ранен в ногу, которую позже пришлось ампутировать. 

Вся операция заняла 8 секунд.

 В результате захвата самолёта в конечном итоге погибло 4 человека, из  них два пассажира лайнера и два сотрудника милиции, расстрелянных ещё до  прибытия в аэропорт. 


Оставшемуся в живых Ягмурджи 22 мая 1987  года был вынесен смертный приговор, который привели в исполнение ещё  через год. Александр Коновал, ввиду того, что не принимал участия в  убийствах, а в последствии и вовсе отказался от преступных замыслов,  получил 10 лет лишения свободы. Охранявший склады Игорь Федоткин и ещё  трое солдат знавших о планирующемся преступлении получили от 2 до 6 лет  лишения свободы.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.